СОЦОПРОСЫ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Ray ban adidas Puma Scarpe Scarpe nike air max scarpe asics nike air force Saucony polo camicie Polo Ralph Lauren scarpe Nike Cappelli
Счетоводство к действию
Власть, 15.11.2010 г.

У завершившейся всероссийской переписи населения оказалось так много общего с выборами, что и ее результаты, видимо, следует считать столь же правдоподобными, как и итоги среднестатистической российской избирательной кампании.

Конечно, различий между переписью и выборами немало, но они в основном технологические. Так, на выборах большинство граждан голосует на избирательных участках и лишь некоторые — на дому, а в ходе переписи — наоборот. К тому же избиратели, как правило, могут выбирать из нескольких кандидатов, а для переписываемых сам факт участия в переписи как бы приравнивается к голосованию "за". Но схожих черт все-таки больше. И перепись, и выборы происходят более или менее регулярно, охватывают (по крайней мере, в идеале) все население и проводятся специально уполномоченными федеральными органами (соответственно, Росстатом и Центризбиркомом). И основные этапы фактически те же: агитация, сам процесс получения информации (переписывание или голосование) и подведение итогов. Да и методы подготовки и проведения переписи, как показал опыт 2010 года, мало отличаются от тех, что свойственны почти любой современной избирательной кампании.

Агитация и контрпропаганда

Начиналось все, как и на выборах, с агитации, результат которой нередко оказывался противоположным ожидаемому.

Например, в Хабаровске все пользователи мобильной связи получили SMS-сообщения от абонента Росстат с призывом поучаствовать в переписи и адресом сайта для справок. Главная страница сайта действительно обещала интересующимся ответы на любые вопросы и всевозможную справочную информацию, но при нажатии на любую ссылку (кроме адреса Росстата) неизменно появлялось сообщение: "Невозможно найти страницу". А некоторых горожан, судя по их отзывам в интернет-форумах, эти же SMS навели на мысль, что переписываться вообще не стоит: "Про меня и так знают: телефон в базе взяли, остальные данные и так найдут, хочу я того или нет".

Помогали Росстату и добровольные агитаторы из негосударственных организаций. Так, сотрудники еврейского общинного центра Екатеринбурга по собственной инициативе обзванивали членов общины, напоминая им про перепись и поясняя, что "во время прошлой переписи мы недосчитались евреев". А в Приморье члены церкви свидетелей Иеговы использовали в качестве агитматериала Библию: поскольку в ней есть сведения об участии Иисуса Христа в переписи, они пообещали "с удовольствием переписаться" сами и призвали последовать этому примеру "всех здравомыслящих людей".

Другим популярным мотивом агитации стал национальный вопрос. Скажем, активисты татарского нацдвижения убеждали земляков не просто поучаствовать в переписи, но и выбрать-таки "правильного кандидата" из списка национальностей. В одной из местных газет даже вышла программная статья "Не забудь записаться татаром!". В ней напоминалось, что "в 2002 году перепись шла нечестным, мошенническим путем", так как "татар поделили на 45 этнических групп". Но в 2010 году "Москва пытается играть в еще более нечестную, коварную игру": теперь татары поделены уже на 120 субэтносов. "Как записаться при переписи — дело совести каждого,— подытожил автор.— Если мы хотим остаться единым, неделимым, сплоченным многочисленным народом, то должны записаться татарами".

Сплотиться пожелали и некоторые менее известные до сих пор народы. Например, красноярские блогеры предложили землякам в ходе переписи называть себя сибиряками и сибирячками — "для пробуждения в жителях Сибири самосознания и для того, чтобы на Сибирь обратили внимание федеральные власти". А в Пензе распространялось анонимное обращение с призывом записываться буртасами — по названию жившего в V-XI веках на территории нынешней Пензенской области племени, от которого, по мнению авторов обращения, произошли нынешние пензяки самых разных национальностей.

Не обошлось, разумеется, и без контрпропаганды. Члены "Другой России" Эдуарда Лимонова отказались предоставлять личные данные "репрессивному режиму" до тех пор, пока им не "вернут возможность избирать тех, кого мы желаем видеть во власти". В Пятигорске переписываться не захотели прихожане Лазаревской церкви, пояснив, что им "батюшка запретил": ранее многие из них проклинали ИНН как "бесовскую цифирь", а одна из прихожанок даже отказалась от паспорта и пенсии. А известный во Владивостоке оппозиционер депутат гордумы Николай Марковцев согласился переписаться только по телефону: "Переписчики — это представители власти, а власти доверять нельзя. Кто может дать гарантии, что после посещения переписчика в квартиру не заявится милиция и не обнаружит подброшенные наркотики?"

Но чаще всего никаких идеологических мотивов в отказах не было: как это часто бывает и на выборах, граждане бойкотировали перепись лишь для того, чтобы привлечь внимание власти к своим проблемам. В Кирове 6 тыс. работников автопредприятий отказались переписываться в знак несогласия с затеянной мэрией реформой общественного транспорта. Жители одного из поселков Волгоградской области в обмен на снятие бойкота требовали наладить уличное освещение. А обитатели одного из домов Воронежа проигнорировали перепись по причине отсутствия у них уже в течение семи лет горячей воды, резонно посчитав, что для властей ни этого дома, ни его жильцов давно уже не существует.

Переписчики и переписываемые

В "день голосования", который в данном случае растянулся почти на две недели, главной задачей организаторов было, как обычно, обеспечение необходимой активности россиян. Но Росстату пришлось все-таки потруднее, чем ЦИКу. Ведь если на выборах 50-процентная явка считается по нынешним временам отличным результатом, то для переписи требовались полноценные 100%. Возможно, поэтому к переписи власти порой принуждали граждан даже более жестко, чем к участию в выборах.

Самый громкий случай произошел в Рязани, где к лидеру местной "Другой России" Сергею Ежову переписчики приходили четырежды. Три раза он "вежливо пояснял, что бойкотирует перепись по политическим мотивам". На четвертый они пришли с участковым, который потребовал от жильцов предъявить паспорта и сообщить, почему они отказываются переписываться. Глава Росстата Александр Суринов прокомментировал этот факт весьма своеобразно: "Может, это была не перепись, а проверка паспортного режима, и люди просто не поняли".

Непонятливые, однако, обнаружились не только в Рязани. Один из жителей Саранска выложил в блоге свой диалог с переписчиком, который настоятельно советовал ответить на вопросы, потому что данные о тех, "кто не принял участие, направляются в ФСБ". В Омске гражданам, которых переписчики дома не застали, оставляли в дверях листовку на официальном бланке Росстата со словами "Участие в переписи является общественной обязанностью человека и гражданина" и дописанным от руки предупреждением: "Если вы не откроете, переписчик придет с участковым". А администрация Пушкинского района Подмосковья в своих листовках грозила землякам тем, что в случае их неучастия в переписи местный бюджет не получит денег "на детские сады, лампочки в подъездах и культуру".

В Красноярском крае словам предпочитали дела. По признанию главы крайстата Татьяны Давыденко, особенно успешно власти взаимодействовали с работодателями, у которых работают мигранты из Китая и стран СНГ. "Очень жестко за этим наблюдала миграционная служба. Когда у переписчиков возникали проблемы, они реагировали мгновенно, находили работодателей, которые приглашали по квотам этих работников. Доходило до того, что наниматели сами приводили своих иностранных сотрудников, объясняя им, что они должны делать",— похвалилась чиновница.

В Челя

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress